Движемся вверх

Движемся вверх

1213

Исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев — о рекордной 40-процентной доле российской киноиндустрии

2018 год перевалил через экватор, и это хороший повод подвести промежуточные итоги того, как развивается наша киноиндустрия. Результаты эти, без преувеличения, впечатляющие. Мы обновили рекорды по многим показателям.

Можно начать с того, что за первые шесть месяцев совокупные сборы российского кино уже превысили 10 млрд рублей, а доля наших фильмов в кинотеатрах страны достигла рекордных 40%. Чтобы масштаб был понятен, стоит сказать, что за весь предыдущий год сборы нашего кино составили 13 млрд (и это, напомню, был рекорд), а доля — 25%.

При этом сам рынок в целом просел на 7%. Во многом недоработка произошла из-за того, что меньше стал собирать Голливуд. Если отечественное кино только растет, то наши зарубежные коллеги, наоборот, демонстрируют в российском прокате отрицательную динамику.

В эти полгода падение сборов и посещаемости иностранных картин составило 26%. С одной стороны, это может быть связано с изменением мироощущения нашего зрителя, усталостью от франшиз, с повышением качества российского кино. С другой — в снижении темпов роста рынка свою роль сыграли и объективные факторы. Среди них — трагедия в Кемерово. После произошедшего многим долгое время было не до кино. Кроме того, начались проверки торговых центров, которые сказались на всей инфраструктуре развлечений в регионах. Не стоит забывать и про чемпионат мира по футболу, который по понятным причинам переключил внимание части аудитории.

Если углубиться в цифры, видно, что прежде всего успех нам обеспечили три релиза. Все они сняты при поддержке Фонда кино. В первую очередь это, конечно, «Движение вверх» — самый кассовый российский фильм в новейшей истории нашего кинопроката. Картина стартовала еще в конце декабря 2017 года, а в этом календарном году получила более 2,8 млрд рублей (всего же — более 3 млрд). «Лед» собрал кассу почти в 1,5 млрд рублей, «Тренер» заработал 816 млн рублей. Мне кажется, это отличный результат, и я искренне поздравляю продюсеров с такими цифрами.

Но не стоит забывать и про менее громкие фильмы — растут сборы не только у блокбастеров. Стало лучше собирать авторское кино. Обновился лидер в арт-сегменте. Прошлогодний успех «Нелюбви» и «Аритмии» в этом полугодии превзошел «Довлатов» Алексея Германа-младшего, получивший приз на фестивале в Берлине. Его результат — 116 млн рублей. Всё еще идет в прокате «Лето» Кирилла Серебренникова, участник Каннского кинофестиваля. Фильм уже собрал более 75 млн.

Что еще интересного происходит в нашем кино? Сохраняется тенденция, которую мы фиксировали и раньше. Всё уверенней показывают себя в зрительском кино дебютанты. Можно вспомнить и тот же «Лед», и того же «Тренера» (дебют актера Данилы Козловского), да и комедию «Я худею» (631 млн) — всё это первые и вторые фильмы режиссеров. Были и другие менее резонансные примеры, когда фильмы-дебюты выходили в широкий прокат и находили свою аудиторию. Это комедия «Ну, здравствуй, Оксана Соколова!» (касса в 80 млн), экшен «Скиф» (56 млн) и мультфильм «Чудо-юдо» (54 млн).

Впервые в постсоветской истории количество современных кинозалов в стране превысило 5 тыс. И, что интересно, из тех 139, что открылись за последние шесть месяцев, по программе кинофикации малых городов были субсидированы только 40. Остальные 99 появились на чисто конкурентно-рыночных условиях. Это значит, что отрасль окончательно выходит из кризиса. Еще пару лет назад коммерческое расширение сетей и открытие новых кинотеатров были просто заморожены. Конечно, для такой страны, как Россия, 5 тыс. кинозалов — это немного. Тем не менее прогресс есть.

Если говорить про кинофикацию малых городов, оператором которой Фонд кино является уже несколько лет, то сейчас открыто 466 более чем из 800 финансово поддержанных кинозалов. Все они вносят свой вклад в сборы российского кино, так как по правилам не меньше 50% сеансов кинозалы обязаны отдавать под отечественные фильмы.

В то же время я хочу подчеркнуть, что это в первую очередь социальная программа. Благодаря ей миллионы россиян впервые за многие годы получили возможность смотреть кино на большом экране. За полгода вновь открытые залы посетили 3,5 млн человек, и 9 млн — за всё время действия программы.

Динамично растут показатели российского кино и в иностранном прокате. Фонд кино ведет аналитику и зарубежного бокс-офиса отечественных фильмов. И если в прошлом году мы совокупно собрали $44,3 млн, то за эти полгода цифра уже достигла $30 млн. Почти половину этой суммы ($13,8 млн) принесли сборы мультфильма «Снежная королева 3» в Китае.

Анимация, к слову, превзошла такой блокбастер, как «Сталинград», который пять лет был самым кассовым российским фильмом в Поднебесной. Конечно, цифра в $13,8 млн — не рекордная для мира. Но для нас это важный знак того, что системная работа по повышению качества нашего кино и по его международному продвижению приносит свои результаты.

Каждый успех вносит свою лепту в общий имидж российского кино. Нам стал доверять отечественный зритель, стали доверять и зарубежные партнеры. Это как круги по воде. То, что продается на рынке сейчас, было у нас дома в прокате год назад. Так как в прошлом году российское кино имело беспрецедентный успех на родине (зритель доказал это рублем), то можно ожидать резкого скачка и за рубежом. Мы надеемся, что общее качество отечественных фильмов будет расти и дальше. А с ним — признание нашей киноиндустрии за пределами страны.

Автор — исполнительный директор Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонда кино)